Стало известно о новом пилотном проекте Сбербанка – геоаналитика для бизнеса и региональных властей в рамках платформы «СберАналитика». В основе лежит анализ банковских транзакций и сопоставления их с геолокацией торговых точек (сервис 2ГИС). На основе этой информации сервис сможет рекомендовать бизнесу решения в различных сферах. Например в сфере управления недвижимостью и земельных отношений – где выгоднее разместить новый магазин. Или в сфере городского и транспортного планирования в мегаполисах, на основе информации о перемещении людей в городе или между городом и пригородом.
Для этого в августе 2020 г. Сбербанк приобрел 2ГИС в августе 2020 г., который по замыслу будет картографической основой.
Новый сервис должен будет продавать потребительскую экспертизу: информационно-аналитические отчеты, рекомендательные модели, мониторинг отраслей экономики, составление портрета целевой аудитории и т.д. Основными потребителями предполагаются: госсектор, недвижимость, крупный и средний бизнес.
Исходные данные: наличные и безналичные денежные операции физических и юридических лиц (90% физ.лиц и 60% юр.лиц); транзакции в терминалах Сбербанка (оснащены 70% торговых точек); карты и банкоматы Сбербанка; открытые данные, данные партнеров и «дочек» банка. Впрочем, в Сбербанке обещают использовать данные в обезличенном виде.
Надо отметить, что у Сбера есть конкуренты.
- Сотовые операторы собирают, анализируют данные и выпускают на их основе аналитические справки по перемещению абонентов. В частности, такие данные покупает правительство Москвы для анализа городской инфраструктуры, транспортных потоков, для пасчета нагрузки на автомобильнын, железнодорожные дороги, метро.
- Еще один конкурент — Mail.ru Group , имеющий свой сервис геоаналитики для бизнеса. Он анализирует данные в том числе из открытых источников и предсказывает различные бизнес-показатели, умеет описывать агрегированный портрет аудитории, оценивать привлекательность регионов с точки зрения туризма, искать возможности для увеличения туристических потоков. Помогает застройщикам и службам городского планирования лучше понять потребности жильцов в объемах и качестве жилья.
- В августе 2020 г. появилась информация о совместном проекте Ростелекома и банка ВТБ. Они также озвучили информацию о разработке платформы геоаналитики – «Платформа больших данных.
Сбербанк планирует занять 10% рынка потребительской аналитики через два года. Зарабатывать на оказываемой услуге он будет с помощью подписок на сервис и путем предоставления индивидуальной экспертизы. Несмотря на то, что сервисы анализа геоданных от сотовых операторов гораздо доступнее, но этих данных недостаточно для полной картины, неизвестно, что за люди проходят и что они покупают. Именно здесь у Сбербанка есть возможность удачно зайти на рынок, так как компания обладает масштабными данными о платежах россиян как лидер по эквайрингу и банковскому обслуживанию.